Геймер против стервы
О программистах, хакерах, компьютерных играх и виртуальной реальности фильмов снято много: все не вспомнишь, а тем более не посмотришь. Нам из всех этих фильмов более всего милы «Нирвана», снятая на английском языке итальянским режиссером и с французом Ламбертом в главной роли, а также фильм 95-го года «Хакеры». Вероятно, именно интернациональная природа «Нирваны» помогла ей лучше всех передать пресловутый «дух киберпанка», и она же, вероятно, была причиной коммерческого неуспеха этого фильма. Что касается «Хакеров», то одной лишь сцены, в которой вирус Da Vinci с лицом раскрашенного в психоделические цвета «пропорционального человека», кричит «Помогите! На помощь!», достаточно, чтобы навсегда сохранить об этом фильме добрую память.
Разумеется, мы видели и другие достойные фильмы «про компьютеры», однако почти все они обладали неприятным общим свойством: компьютерный мир представлялся в них чем-то удивительным и необычным, а герои ничуть не похожими на простых людей. До самого явного абсурда представление об обладающих нечеловеческими способностями программистах было доведено, пожалуй, в фильме AntiTrust с Тимом Роббинсом в роли «человека, похожего на Билла Гейтса»: новая операционная система, выпускаемая тамошним «Майкрософтом», состояла в основном из кода, украденного у работающих самостоятельно гениев-одиночек, а кража эта осуществлялась с помощью спрятанных видеокамер, считывающих информацию с монитора. Компьютерные гуру, буддийская философия, герои-девственники — все это немного наскучило, и нам давно хотелось увидеть фильм про обычных людей, для которых компьютер — не магический прибор, а просто пагубная привычка. Про нас с вами. А лучше про кого-нибудь еще попроще. Именно таким фильмом является выпущенный недавно на видеокассете французский «Геймер», философия которого сводится к двум девизам современной молодежи: «тетки это клево» и «хорошо быть тупым».
Герой фильма, само собой, играет без конца в компьютерные игры, ничего не знает и не умеет (даже игрок из него так себе). Если говорить коротко — это абсолютный придурок. По совместительству он вместе с товарищем подрабатывает бандитом на директора спортивного зала. Сидя в тюрьме, куда он попал после того, как закончились неудачей его гонка с участием нескольких десятков полицейских машин, он изобретает гениальную игру, суть которой, как выясняется позже, сводится к тому, что «хорошие» мочат «плохих».
До конца фильма остается загадкой, что за необычный «гармонический принцип» открыл герой; по крайней мере, у обычного зрителя остается подозрение, что никакого принципа не было. Так или иначе, крупная игровая компания, во главе которой стоит классическая стерва из B-movies, обманом заполучает идею в свою собственность, после чего ее лучшие программисты принимаются за разработку великого проекта, способного затмить славу игры Tomb Raider. В качестве прототипа главной героини-разрушительницы предлагает себя та самая стерва.
Герой, разумеется, не сдается. С помощью шантажа, обмана, воровства и провокаций он сколачивает дружную команду, состоящую из программистов, дизайнеров и «звезды motion capture», приобретает оборудование, пишет свою версию игры, преодолевает трудности и в конце концов: [добро побеждает зло? зло побеждает добро?] Правильно, первое.
Прелесть фильма состоит, во-первых, в сумасшедшей фигуре главного героя, чувствующим себя настоящим создателем «продукта», для которого любые программисты и дизайнеры остаются пешками, а во-вторых — в совершенной невозможности понять, что же такого особенного было в этом самом «продукте». Коротко говоря, весь сюжет фильма посвящен истерическому изобретению велосипеда. Надо признать, что следить за этим зрелищем достаточно весело, особенно если иметь вкус к трэшу и не обращать внимания на предъявленный в конце фильма «велосипед» — уродливую трехмерноприставочную стрелялку-мечемахалку, столь же бессмысленную, как сотни ее сестер, продающихся в переходе у метро «Автово».
Геймер
Франция, Pathe TV / M6 Films, 2001